Фрэнк Ллойд Райт — архитектор, бросающий вызов времени

Говорят, все мы родом из детства. История искусства это подтверждает. Энди Уорхолл любил вырезать картинки из журналов — и основал поп – арт. А Фрэнк Ллойд Райт в детстве играл в конструктор.
И это дало неожиданный эффект… Но об этом позже. Фрэнк Ллоид Райт с юности начал карьеру архитектора – и не у кого — нибудь, а у самого Луиса Салливана, блистательного автора первых небоскрёбов. Уже в манере учителя проглядывает стиль, который прославит его великого ученика.
Когда мы говорим «органическая архитектура», мы обычно подразумеваем нечто похожее на живые клетки, муравейник или скелет губки. Дома – капсулы, плавно перетекающие в потолок белые стены, и, конечно же, обилие кривых и изогнутых линий.
В исполнении Райта органическая архитектура выглядит совсем иначе. Прямые линии? Их у Райта и в интерьерах, и во внешних чертах здания много, но все они горизонтальные и по форме напоминают горы и скалы Великих Равнин. И здесь следует отметить важнейшую для его стиля деталь.
В Европе ещё со времён Палладио было принято жёстко выделять здание из ландшафта. И даже в ещё более ранней, средневековой Европе, готические храмы вырастали из мрачного, вечно грязного и некрасивого города, тем самым утверждая идеал красоты. В то же время на Востоке и на Руси архитектура мирно вырастала из пейзажа и укладывалась в него, как ещё одно дерево или камень.
Для китайца или японца выделение себя из природы вообще вряд ли возможно, учитывая восточное учение, говорящее о существовании душ даже у дорожных камней. В США подобная архитектура стала возможна во многом под влиянием японизма.
Итак, следует разобраться в трёх главных стилевых составляющих архитектуры и дизайна Фрэнка Ллойда Райта, которые, как может показаться человеку, не знающему о подобном дизайне, вовсе являются взаимоисключающими, и их очень трудно со вкусом объединить внутри одного здания.
Геометризм
Райтовская архитектура и дизайн – это уже совсем не ар – нуво конца девятнадцатого века. Скорее он разделяет идеи минимализма. Ничего лишнего, правда в оконных рамах, стульях и в редких витражах на потолке ещё угадывается что – то, напоминающее Маккинтоша, но только в тех случаях, когда он опережал своё время, создавая современный функциональный дизайн.
Цветовая гамма здесь чрезвычайно бедная и неяркая. В основном это серый, бежевый, мебель из тёмного коричневого дерева, светильники с ровным жёлтым светом. Если в такой обстановке и появится что – то более яркое, то совсем немного. Светильники, в основном, также геометрических форм (кубических).

И всё же, сразу бросается в глаза современность или даже «вневременность» этих интерьеров. Они совсем не похожи на яркие творения Ван Дусбурга, на трибуны ВХУТЕМАСа и интерьеры, созданные этой школой.
Они по – настоящему удобны. Автора волновала не отвлечённая идея, выразить которую важнее, чем создать чайник, из которого действительно можно пить чай. Нет, удобство здесь на высоте. Все тумбы и столы не только приятны для глаз, но и создают комфорт в быту, и, к тому же, приземисты, плотны, и всем своим видом выражают ощущение покоя и основательности.
Этника
Из каких только культур не черпал вдохновение Райт, создавая свои шедевры! Это архитектура и орнаменты майя, Египет, и, конечно же, Япония и Китай. С неомайяйским стилем была интересная история.
Райт много экспериментировал с бетоном. Он хотел, чтобы на этот некрасивый и серый по представлениям его современников материал посмотрели по – новому. Конечно же, забегая вперёд, можно сказать, что после Войны будет создано немало зданий, в которых бетон будет главным в композиции. Но в начале века до расцвета брутализма ещё должно было пройти время.
Райт пытался создать бетонные детали с декоративным орнаментом, и при этом изготавливать их как маленькие ровные квадратные кирпичики. Они напоминали ему конструктор, который так нравился архитектору в детстве. По мнению Райта, такие декоративные «кирпичи» смог бы изготовить каждый, и можно было бы хорошо на этом сэкономить.
Но даже просто залить бетон в ёмкость было трудно для человека с низкой квалификацией. Часто возникал брак. И именно в этих кирпичиках Райт применял орнаменты майя, а во внутреннем убранстве комнат нетрудно угадать черты, присущие бумажным домам Японии. На потолке – панели с решёткой из тёмного дерева, напоминающие японские окна и стены, светильники, похожие на китайские фонарики.
Органический дизайн
Дома не только вписываются в ландшафт, но и служат его продолжением, не нарушая покой природных систем. Из – под них могут течь водопады, рядом расти деревья. В зданиях множество горизонталей, не выделяющих здание из горного ландшафта, и притом само деление здания на части повторяет деление утёсов и скал.

Райт был гением, и потому, как и у любого гения – новатора, проторяющего новые дороги, ошибки были неизбежны. Некоторые дома пришлось ремонтировать и буквально спасать, но всё же, это нисколько не умаляет творческих заслуг архитектора, отважившегося бросить вызов современной индустриальной цивилизации, упивающейся мнимым величием человека и его господством над природой.
В те бурные времена мало кто вообще задумывался, что строить можно, вдохновляясь природой и создавая не памятники индустриализации, а дома, в которых будет не только удобно жить, но и приятные взгляду, психологически гораздо более комфортные для человека, чем многие творения его выдающихся и не менее талантливых современников…