Фрэнк Ллойд Райт — архитектор, бросающий вызов времени

Говорят, все мы родом из детства. История искусства это подтверждает. Энди Уорхолл любил вырезать картинки из журналов — и основал поп – арт. А Фрэнк Ллойд Райт в детстве играл в конструктор. И это дало неожиданный эффект… Но об этом позже. Фрэнк Ллоид Райт с юности начал карьеру архитектора – и не у кого — нибудь, а у самого Луиса Салливана, блистательного автора первых небоскрёбов. Уже в манере учителя проглядывает стиль, который прославит его великого ученика.

Когда мы говорим «органическая архитектура», мы обычно подразумеваем нечто похожее на живые клетки, муравейник или скелет губки. Дома – капсулы, плавно перетекающие в потолок белые стены, и, конечно же, обилие кривых и изогнутых линий. В исполнении Райта органическая архитектура выглядит совсем иначе. Прямые линии? Их у Райта и в интерьерах, и во внешних чертах здания много, но все они горизонтальные и по форме напоминают горы и скалы Великих Равнин. И здесь следует отметить важнейшую для его стиля деталь.

Рольставни для дома
Рольставни для дома
(47)
Безопасность жилища всегда была важна для хозяев. На окна ставили ставни, решетки, двери делали железными, устанавливали охранные системы и т.д. ...
Узнать больше

В Европе ещё со времён Палладио было принято жёстко выделять здание из ландшафта. И даже в ещё более ранней, средневековой Европе, готические храмы вырастали из мрачного, вечно грязного и некрасивого города, тем самым утверждая идеал красоты. В то же время на Востоке и на Руси архитектура мирно вырастала из пейзажа и укладывалась в него, как ещё одно дерево или камень. Для китайца или японца выделение себя из природы вообще вряд ли возможно, учитывая восточное учение, говорящее о существовании душ даже у дорожных камней. В США подобная архитектура стала возможна во многом под влиянием японизма.

Итак, следует разобраться в трёх главных стилевых составляющих архитектуры и дизайна Фрэнка Ллойда Райта, которые, как может показаться человеку, не знающему о подобном дизайне, вовсе являются взаимоисключающими, и их очень трудно со вкусом объединить внутри одного здания.

Геометризм

Райтовская архитектура и дизайн – это уже совсем не ар – нуво конца девятнадцатого века. Скорее он разделяет идеи минимализма. Ничего лишнего, правда в оконных рамах, стульях и в редких витражах на потолке ещё угадывается что – то, напоминающее Маккинтоша, но только в тех случаях, когда он опережал своё время, создавая современный функциональный дизайн. Цветовая гамма здесь чрезвычайно бедная и неяркая. В основном это серый, бежевый, мебель из тёмного коричневого дерева, светильники с ровным жёлтым светом. Если в такой обстановке и появится что – то более яркое, то совсем немного. Светильники, в основном, также геометрических форм (кубических).

И всё же, сразу бросается в глаза современность или даже «вневременность» этих интерьеров. Они совсем не похожи на яркие творения Ван Дусбурга, на трибуны ВХУТЕМАСа и интерьеры, созданные этой школой. Они по – настоящему удобны. Автора волновала не отвлечённая идея, выразить которую важнее, чем создать чайник, из которого действительно можно пить чай. Нет, удобство здесь на высоте. Все тумбы и столы не только приятны для глаз, но и создают комфорт в быту, и, к тому же, приземисты, плотны, и всем своим видом выражают ощущение покоя и основательности.

Этника

Из каких только культур не черпал вдохновение Райт, создавая свои шедевры! Это архитектура и орнаменты майя, Египет, и, конечно же, Япония и Китай. С неомайяйским стилем была интересная история. Райт много экспериментировал с бетоном. Он хотел, чтобы на этот некрасивый и серый по представлениям его современников материал посмотрели по – новому. Конечно же, забегая вперёд, можно сказать, что после Войны будет создано немало зданий, в которых бетон будет главным в композиции. Но в начале века до расцвета брутализма ещё должно было пройти время.

Рольставни для дачи
Рольставни для дачи
(55)
Установка рольставен для дачи поможет избежать неприятностей, связанных с незаконным проникновением в коттедж через окна. Кроме защитной функции ...
Узнать больше

Райт пытался создать бетонные детали с декоративным орнаментом, и при этом изготавливать их как маленькие ровные квадратные кирпичики. Они напоминали ему конструктор, который так нравился архитектору в детстве. По мнению Райта, такие декоративные «кирпичи» смог бы изготовить каждый, и можно было бы хорошо на этом сэкономить. Но даже просто залить бетон в ёмкость было трудно для человека с низкой квалификацией. Часто возникал брак. И именно в этих кирпичиках Райт применял орнаменты майя, а во внутреннем убранстве комнат нетрудно угадать черты, присущие бумажным домам Японии. На потолке – панели с решёткой из тёмного дерева, напоминающие японские окна и стены, светильники, похожие на китайские фонарики.

Органический дизайн

Дома не только вписываются в ландшафт, но и служат его продолжением, не нарушая покой природных систем. Из – под них могут течь водопады, рядом расти деревья. В зданиях множество горизонталей, не выделяющих здание из горного ландшафта, и притом само деление здания на части повторяет деление утёсов и скал.

Райт был гением, и потому, как и у любого гения – новатора, проторяющего новые дороги, ошибки были неизбежны. Некоторые дома пришлось ремонтировать и буквально спасать, но всё же, это нисколько не умаляет творческих заслуг архитектора, отважившегося бросить вызов современной индустриальной цивилизации, упивающейся мнимым величием человека и его господством над природой.

Рафшторы
Рафшторы
(44)
Рафшторы (внешние жалюзи) сегодня стали прекрасным решением для организации защиты окон коттеджей, городских квартир, целых жилых комплексов, а такж...
Узнать больше

В те бурные времена мало кто вообще задумывался, что строить можно, вдохновляясь природой и создавая не памятники индустриализации, а дома, в которых будет не только удобно жить, но и приятные взгляду, психологически гораздо более комфортные для человека, чем многие творения его выдающихся и не менее талантливых современников…